Часть 2. Продолжение

 

Установка NagiosXI

Установить NagiosXI можно даже на маломощный ПК, минимальные системные требования: частота процессора - 1 ГГц, объем ОЗУ - 1 Гб, свободное место на жестком диске - 8 Гб, серверная ОС - 32 или 64 бит, RHEL/CentOS 5.x/6.x. Описание запуска на других системах (Ubuntu) рассказано в [2].

Вся установка состоит из нескольких команд:

  • заходим в директорию для распаковки архива "/tmp";
  • скачиваем последнюю версию NagiosXI "wget http://assets.nagios.com/downloads/nagiosxi/xi-latest.tar.gz";
  • переходим в папку со всем содержимым для установки системы "/tmp/nagiosxi";
  • запускаем установочный файл "./fullinstall".

Во время инсталляции происходят следующие действия:

  • внесение изменений в сервер обновлений (yum);
  • создание пользователей и групп по умолчанию;
  • установка баз данных PostgreSQL и MySQL, установка root-пароля (по умолчанию 'nagiosxi');
  • установка скриптов для восстановления баз данных;
  • установка Nagios Core и необходимых плагинов;
  • установка NagiosXI-скриптов и PHP-файлов в директорию "/usr/local/nagiosxi";
  • установка заданий, работающих по расписанию;
  • импортирование основных шаблонов и команд в NagiosQL;
  • установка веб-консоли в директорию "/var/www/html".

По умолчанию адрес для входа "http://ip –адрес сервера/nagiosxi".

 

Администрирование NagiosXI

Легкость в управлении продуктом NagiosXI достигается за счет помощников (wizard) и наличия множества параметров по умолчанию. Во вкладке Configure помощник помогает выбрать (см. рис. 7) сетевое оборудование, либо необходимый сервер (с нужной ОС, ролями, СУБД).   

Рисунок 7 – выбор компонентов для мониторинга.

Большая часть параметров о состоянии сервера включается в мониторинг установкой галочек. Так, для ОС Windows это информация о: доступности (Ping), свободном месте на диске (Disk Usage), загрузке процессора (CPU Usage) и памяти (Memory Usage), времени работы от последнего выключения сервера (Uptime), файле подкачки (Page File Usage), неудачных входах в систему (Logon Errors). А для ОС Linux - о доступности (Ping), свободном месте на диске (Disc Usage), загрузке процессора (CPU Usage) и памяти (Memory Usage), состоянии файла подкачки (Swap Usage), количестве запущенных процессов (Total Processes) и залогиненных пользователях (Users), состоянии сервера обновления (Yum Update Status). Для ОС Linux также определены по умолчанию и службы sshd, crond, syslog, httpd, mysqld, sendmail, а к системе Windows относятся w3svc, mssqlserver, explorer. Чтобы добавить в мониторинг необходимые службы и процессы, нужно в полях соответствующих разделов Services и Processes (см. рис. 8) вписать их названия. На этом работа помощника завершена, а результат работы мониторинга отображается на главной странице (вкладка Home).

Рисунок 8 – Включение компонента в мониторинг.

Основные настройки NagiosXI, такие, как управление помощниками, плагинами, MIBs и компонентами (раздел System Extentions), персональными и системными настройками, прокси, лицензированием, шаблонами (раздел System Config), доступом пользователей и оповещениями (раздел Users), отображение системных логов, проверки на системное обновление, состояние системы (раздел System Information) находятся в меню Admin (см. рис. 9).

Рисунок 9 – меню Admin.

В меню Home располагаются настройки по управлению самим мониторингом, а именно: раздел Details отвечает за группировку хостов и табличное отображение компонентов сети, в разделе Maps доступен иерархический вид ИТ-инфраструктуры, раздел Perfoments Graphs дает возможность увидеть различные графики и диаграммы по всем компонентам в виде статистики, раздел Incident Management выдает информацию по проблемным компонентам сети (см. рис. 5).

Все тщательно документировано, доступна онлайн поддержка и форум. А работу NagiosXI можно не только увидеть, но и протестировать некоторые функции в Demo-режиме.

К недостаткам системы мониторинга NagiosXI могу отнести только то, что продукт платный.

 

Вывод

Система мониторинга Nagios позволяет собирать важную информацию с компонентов ЦОД для предотвращения инцидентов, а также находить узкие и проблемные места вычислительных центров компании, предоставляет удобное администрирование. Продукт соответствует современным требованиям бизнеса, когда от бесперебойной работы ИТ-инфраструктуры зависит успех всего предприятия в целом.